"Аватар" Джеймса Кэмерона рассказывает историю о войне в космических джунглях, и о том, что инвалидное кресло не так уж сильно отличается от зрительского.
Десантник Джейк Салли, угодивший в инвалидную коляску после одной из войн на Земле, отправляется в космос на планету Пандора, чтобы заменить своего брата-близнеца, убитого в случайной стычке со шпаной. Ну и заработать себе на новые ноги, естественно - ведь без личной наживы мотивы героя для среднего американца, жрущего попкорн, непонятны.
Брат был участником проекта "Аватар" и готовился управлять телом пандорского аборигена На'ви - поскольку компания, добывающая полезные ископаемые на Пандоре, весьма озабочена стычками с местными трехметровыми синими индейцами и пытается их изучать при помощи дистанционно управляемых "Аватаров". Технология замечательная: пока землянин спит, его синий аватар носится по джунглям, пока спит аватар, землянин хлебает баланду в казарме.
Вот только никто не предполагал, что бывший десантник решит, что синие индейцы ему ближе, чем далекая Земля. И когда компания пошлет авиацию бомбить деревни и священные рощи, трехметровый синий Джейк Салли окажется тем, кто поведет оседлавших летающих драконов На'ви в бой.
Обсуждение "Аватара", проходящее на фоне тихого гудения про "прорыв" и "кинематограф будущего", носит какой-то растерянный характер, фильм как намыленный ускользает от внятного анализа. В общем-то, все сводится к нескольким основным вопросам:
-
облажался ли Кэмерон
-
великое ли это кино
-
соберет ли фильм миллиард долларов
-
является ли он технологическим прорывом
-
встанет ли в один ряд с изменившими представление о коммерческом кино "Хранителями" и "Темным рыцарем"
-
стоит ли вообще его смотреть
Моя матрица ответов - нет, нет, да, да, нет, да. Ваша матрица может быть другой - но, на самом деле, это ничего не меняет. Похоже, что ошеломительный эффект этого фильма в том, что "Аватар" — это средней умности голливудский попкорновый блокбастер, только блокбастер приблизительно 2020 года. Сегодня судить о нем так же трудно, как году в 60-м о "Трансформерах".
Самые простые сюжетные конструкции укладываются тут в 162 минуты эпического сновидения — целью Кэмерона явно было утащить зрителя, подобно Джейку Салли прикованного к инвалидному креслу, только не медицинскому, а зрительскому, туда, где не ступала нога человека. "Приключения" тут налиты до краев: сражение с хищниками в джунглях, укрощение драконов, грандиозная финальная битва в облаках. "Аватар" — в первую очередь переживание, сон Джеймса Кэмерона о том, каким может быть кино будущего: осознанно-наивным, страстным, рыщущим в поисках самых новых технических средств для того, чтобы рассказать самые старые истории на свете.
На этот раз Кэмерон рассказал, пожалуй, самую старую сказку — про потерянный рай. Рай — это даже не джунгли Пандоры, в своей красивости вторичные, списанные с мультфильмов Миядзаки. Парящие в небесах скалы невероятно притягательны, так же как летающие драконы и шестиногие кони - но рай не в них. И не в том, как синие На'ви живут в утопической гармони с природой, а природа вся объединена единым нервом — в "Неукротимой планете" Гаррисона та же единая природа выглядела как ад.
Экология, скуксившийся в холодных объятиях нулевых нью-эйдж, политика, мрачные футуристические прогнозы — все это, в конечном счете, ерунда, задевшая "Аватара" по касательной в попытке привнести в него мнимую многозначительность.
Рай — это простые и ясные ответы на вопросы о том, где бродит твой аватар, пока ты спишь, и чью сторону следует принять, когда полетят бомбы.
Режиссер: Джеймс Кэмерон В ролях: Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Мишель Родригес, Зои Салдана, Джованни Рибизи, Си Си Эйч Паундер, Стивен Лэнг, Лаз Алонсо, Уэс Стади, Дилип Рао США, 2009, 166 мин.
|